Я родилась 2 марта 1938 года в Сталинграде. Когда началась война, мама ушла на фронт, а я вместе с дедушкой и бабушкой была эвакуирована в Энгельс. Здесь мой дедушка — один из лучших врачей Сталинграда работал в госпитале. Сразу после Сталинградской битвы мы вернулись в совершенно разрушенный город. На месте нашего дома была глубокая воронка. В 6 лет мама и отчим забрали меня в Москву.
Мой папа был известным московским архитектором, а мама — преподавала в школе русский язык и литературу. Я очень рано поняла, что учительство – мое призвание. Знала, что буду поступать в МГПИ имени В.И.Ленина, который закончила моя мама.
В 1955 году я поступила в институт своей мечты на филологический факультет. Здесь преподавали потрясающие педагоги, потому обучение шло на университетском уровне. А уж какие люди учились рядом со мной! Очень многие из них позже стали выдающимися писателями, поэтами, актерами, режиссерами. А какие из многих из нас получились педагоги!
Учиться было очень интересно, не случайно я после института 18 лет преподавала в школе литературу в московской школе № 630. Все эти годы мы с ребятами много занимались поэзией, особенно поэзией серебряного века и поэзией времен Великой отечественной войны. В этой замечательной школе я была так счастлива, что боялась, что Судьба покарает меня за такое счастье... Еще бы: 18 лет меня окружала горячая любовь моих учеников, многие из которых стали моими близкими друзьями на всю жизнь.
Все эти годы я очень много пела со своими учениками. Я любила петь с раннего детства. Пела в школе, а институтские годы в этом смысле стали для меня настоящим счастьем! В первые дни после поступления в институт я услышала бардовские песни. Их писали наши товарищи: Юра Визбор, Борис Вахнюк, Юлик Ким и другие. Но любимыми для меня на всю жизнь стали песни Ады Якушевой. Никогда не забуду, как впервые услышала, как она их поет. Ада приметила меня и позвала в свой октет ( 8 девчонок). Когда я закончила первый курс, Ада закончила институт. Перед уходом она научила меня немного играть на гитаре, и я стала руководителем октета вместо нее. Четыре года подряд мы были победителями конкурса бардовской песни. Мы были невероятно популярны! Не удивительно, что в школу я пришла с гитарой, и наши дети запели бардовские песни.
В 1978 году я ушла из школы, потому что тяжело заболела... Этот уход был для меня тяжелым испытанием.
Но постепенно все наладилось. Теперь я работала в Институте теории и истории педагогики Академии педагогических наук. В 1980 году я защитила кандидатскую диссертацию, а в 2000 году — докторскую.
Все эти годы я совмещала научную работу с преподаванием. Я преподавала педагогику на физическом факультете своего любимого МГПИ (МПГУ). Здесь в 1991 году я создала «Молодежный Корчаковский центр», который являлся составной частью Российского общества Януша Корчака.
История с Янушем Корчаком — особый этап моей жизни. Как любой студент педагогического вуза , я слышала о Корчаке, читала о его трагической судьбе, о его гибели в августе 1942 года вместе с воспитанниками в газовых камерах Треблинки.
В 1990 году мне предложили поехать на Корчаковский семинар в Израиль. Такие предложения получили еще 30 педагогов из Москвы. И эта поездка состоялась. Мы жили в киббуце Лохамей-а-геттоот, где был прекрасный Музей борцов гетто. При музее работал Учебный центр, где училась понимать корчаковскую педагогику наша группа. Занятия с нами вел Александр Левин — профессор из Варшавы, самый знаменитый в мире корчаковед. Он в молодые годы знал Корчака лично: был стажером в его детском доме. Семинар произвел на каждого из нас неизгладимое впечатление. Потрясали оригинальные корчаковские тексты, которые в те годы еще не были переведены на русский язык.
Мы встречались с воспитанниками корчаковских детских домов, узнали, что существует Всемирная ассоциация Януша Корчака с центром в Варшаве, что в тридцати странах есть корчаковские общества. В нашей стране тогда ничего этого не было...
Этот семинар стал началом корчаковского движения в России. В 1991 году его участники учредили Российское общество Януша Корчака, Молодежный корчаковский Центр, началась большая работа по привлечению в это движение студенческой и рабочей молодежи. Сегодня у нас за плечами большой опыт — более 50 международных корчаковских лагерей для детей разных социальных групп, налаженные контакты и связи с корчаковцами из разных стран мира. Особое богатства корчаковского движения — отряд корчаковских вожатых из 9 стран мира - замечательных, преданных детству молодых людей! Среди них немало моих преданных друзей!
Последние 20 лет я совмещаю эту любимую мною деятельность с работой в качестве заведующего кафедрой педагогики и психологии в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Мне нравится общаться со слушателями - педагогами-практиками, взрослыми образованными людьми, имеющими опыт. Главная моя цель – вдохновить их, помочь им определиться в пространстве замечательных педагогических идей.
Я очень счастливый человек. Долгие годы (около 50 лет) рядом со мной был мой муж - Константин Дмитриевич Демаков талантливый физик, человек с прекрасным чувством юмора, добрый, тактичный, жить рядом с которым было для меня настоящим счастьем. Мы вырастили троих детей — Дмитрия, Екатерину и Константина. Помогаем растить внуков . Их у нас 6: Антон, Лиля, Вера, Соня, Федя и Вася, а также две правнучки — Тамара и Ниночка. Дай Бог им счастья!